Ардатовская епархия
Мордовской митрополии
Русская Православная Церковь Московский патриархат

Рождественская Великая вечерня в в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска.

 Архиерейское служение, Новости    

Вечером 7 января Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский,  совершил праздничную вечерню в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска.

Его Высокопреосвященству сослужили Преосвященный Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, и Преосвященный Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский. Также в богослужении приняли участие наместники монастырей Мордовской митрополии, руководители епархиальных отделов и благочинные всех округов Саранской епархии.

За богослужением молились более трехсот прихожан, в том числе руководители министерств и ведомств городского и республиканского уровня.

 Высокопреосвященнейший митрополит Зиновий обратился к собравшимся с архипастырским поздравлением:

«Всеблагие владыки, дорогие пастыри, отцы, братья и сестры!

Всех нас объединил сегодня великий праздник пришествия в мир Богомладенца Христа, явивший миру неизреченную любовь и спасение рода человеческого от власти греха и диавола. Христос явился в мир, чтобы воссоздать утраченную полноту человеческих возможностей и совершенств, а наипаче – утраченную, вследствие грехопадения, полноту союза человека с Богом. Человеку изначально было дано много совершенных свойств и качеств в его богозданной целостной природе: он обладал полнотой осознания и понимания всех тайн природы сотворенного мира, он совершил наименование всякого творения, он знал глубину и суть вещей. При этом человеку дана была всего лишь одна заповедь, которую он не должен был преступить.

Но человек не послушал гласа своего Творца, и это стало первой ступенью греха и падения, на которую он ступил. Мало того, человек, утративший способность быть верным слову Божию, ослепленный своими возможностями, возмечтал обладать этими совершенствами без Господа, и это было уже второе его падение – падение гордыней. Третье же падение человека совершилось уже после того, как он был лишен возможности богообщения и разум его помрачился. Мы помним, что произошло с Адамом – с человеком, который до этого напрямую общался с Богом и которому были открыты все тайны сотворенного мира. После отпадения от Господа он удалился в кусты, чтобы спрятаться от всевидящего Творца, и это уже было полное помрачение разума, ведьот Бога скрыться невозможно.

И вот пришел в этот мир новый Адам – Христос. Он пришел в этот мир, чтобы освятить падшую природу человека, дать ему возможность заново восходить от силы в силы в духовных совершенствах, и вернуть ему царство Отца Своего Небесного. Для этого Христос оставил нам Церковь, в которой пребывает и обетовал пребывать до скончания века, чтобы мы с вами в ней освящались в благодатном преображении и получали духовное божественное питание. Христос вернул нам возможность богообщения и, восстановив союз человека с Богом, принес мир в сердце человека, указал нам путь богоуподобления. Всякий, шествующий за Господом, совершенствует свою внутреннюю жизнь, свой духовный мир и, уподобляясь Христу, восходит в лоно Отца Небесного.

Приход в мир Христа-Спасителя является краеугольным камнем христианской веры. Господь пришел в мир во плоти, и в этом заключается особый смысл милости Творца и Бога нашего. Совершенный Бог приходит к нам, принимает нашу природу и соединяет ее с природой Своей — божественной, чтобы мы – Его творение – могли стать и Его детьми по благодати. Это величайшая для человека радость и надежда.

Я желаю вам всем, дорогие владыки, дорогие братья и сестры, чтобы Христос, который пришел в этот мир, стал нашим главным и единственным путеводителем, чтобы мы шли не за Вифлеемской звездой, как мудрецы в Ветхом Завете, а шли за Христом, который сам наименовал себя Путем и Истиной. Я желаю, чтобы все мы уподоблялись Христу в любви, милосердии, сострадании и доброте, чтобы мы, водимые этими богоустановленными добродетелями, были воистину в полноте тех совершенств, которые нам предуготованы изначально от сотворения мира. Я сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и желаю, чтобы эта радость всегда была в нашей жизни, чтобы Христос благословлял нас, и чтобы это благословение пребывало с нами вовеки.

С праздником, дорогие владыки, братья и сестры!»

* * *

В ответном слове Преосвященный епископ Климент поблагодарил Владыку Зиновия за теплые слова:

«Дорогой Владыка Зиновий (думаю, что я могу сказать и от Владыки Вениамина), благодарим Вас за то, что Вы собираете нас здесь, в этом городе, в кафедральном соборе вместе с паствою всей Республики Мордовия, дабы чтить и прославлять рожденного Богомладенца. Владыка Зиновий, мы также молимся и за Вас, и испрашиваем у Господа всяческих благ на Ваши труды и на Ваше служение. Дай Бог, чтобы мы все, объединенные этой глубокой верой в Бога, могли и сами прийти к нему, и привести к Нему свою паству. Многая Вам и благая лета!»

После того, как соборный хор пропел многолетие, Высокопреосвященнейший митрополит Зиновий обратился к собравшимся в кафедральном соборе священнослужителям:

«Дорогие батюшки, Господь поставил всех нас служителями таинств духовных. Каждое наше богослужение — это есть встреча с Богом, и православная вера зиждется на трех основных столпах. Первое – сохранение целостности божественного откровения, мы называем это правой верой, верой православной. Второе – это искреннее и благоговейное служение таинствам духовным, чтобы преподать эти таинства народу Божию, который вверен вашему попечению, дорогие батюшки. И третье – сохраненение чистоты и целостности той харизмы, которая от святой Пятидесятницы в нашей Православной Церкви сохранена в целостности и неповрежденности. Я желаю вам, дорогие собратья-отцы, доброго служения во Христе, спасительной жизни для вас и для вашей паствы, ну и, конечно, непрестанного и нескончаемого благословения Божия в ваших многотрудных пастырских трудах. Позвольте мне вам предать благословение крестом Христовым. Спаси Господи!»

После крестного целования Владыка Зиновий вновь обратился к собравшимся в храме мирянам:

«Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы еще обратиться ко всей нашей христовой пастве, ко всем прихожанам этого собора и к тем, кто, может быть, еще не начинал пути следования за Христом, или осуществляет его эпизодами. Христос любит всех нас, и есть Его слово, обращенное к апостолам: «кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40; Лк. 9:50). Сегодня мы можем сказать: «кто не против Бога, тот с нами». Этот посыл является для нас великим утешением, потому что мы все с вами несовершенны. Есть разные степени посвящения, и есть другие слова Спасителя: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29), это уже посвящение совершенного и высочайшего подвига духовного.

Очищать ясли сердец наших необходимо в освобождении от душепагубных порочных страстей и грехов, которые не всегда видны и не всегда ощутимы. Мы иногда только соприкасаемся с их внешним действием, но страсти живут в сердце человеческом. Страсть – есть болезнь души, и Церковь есть та самая врачебница духовная, которая очищает и уврачевывает нас от страстей. Я желаю, чтобы мы с вами постоянно пребывали в молитве, совершая все дела пред лицем Божиим – и тогда мы будем иметь великие плоды духовные, которые и будут украшением наших душ.

Я желаю всем вам благословения Божия в спасительном пути следования Христу. Адам не соблюл заповедь, а мы послушаем и будем соблюдать ее во Христе – в новом Адаме. Адам не сумел правильно распорядиться своей свободой, а мы свою свободу соединяем со всесовершенной свободой Божией, с Его божественной волей, которая служит нам всем во спасении. Если Адам утратил ориентиры уже и в материальном мире, то мы верою своею можем восходить к Отцу Небесному, тем самым преодолевая все границы между земным миром и миром небесным.

Еще раз поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и желаю спасения и Божиего благословения!»

Пресс-служба Саранской епархии