Ардатовская епархия
Мордовской митрополии
Русская Православная Церковь Московский патриархат

Иная историческая оценка отмечаемых нами светских праздников

 Новости    

24 февраля 2016 года в культурно-просветительском центре при Михайловском приходе с.Алово 2-го церковного округа Атяшевского благочиния прошел очередной образовательный семинар. Настоятель прихода протоиерей Александр Телин в этот раз затронул важную и весьма противоречивую тему светских праздников, отмечаемых в нашем государстве.

Что мы празднуем 23 февраля и 8 марта, какие события? 23 февраля (8 марта по новому стилю) в Петрограде началась революция.
Начальник штаба Ставки генерал М.В. Алексеев разослал всем командующим фронтами и флотами телеграммы с предложением высказаться за или против отречения царя от трона в пользу наследника при регентстве великого князя Михаила Александровича. Почти все они, кроме одного, поддержали отречение. Прибыв в Псков, царь узнал, что армия от него отвернулась. Организовали это все не большевики, эти негодяи подключились позже, воспользовавшись беспомощностью временного правительства.
Долгое время этот праздник знали, как «День Красной Армии» 24 января 1919 г. президиум Московского совета рабочих и красноармейских депутатов тоже рассматривал вопрос «Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной Армии» и принял решение: «Признать необходимым устройство дня Красной Армии в ознаменование годовщины создания ее. Приурочить день празднования Красной Армии ко дню «Красного подарка». Организовать в этот день митинги, концерты и спектакли».
Позднее в приказе народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 года И.В. Сталин, учитывая специфику обстановки военного времени, несколько усилил пафос: «Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии». Однако миф о победе, якобы одержанной в этот день над немцами под Псковом и Нарвой, не имеет под собой никаких оснований, а, наоборот, противоречит исторической истине. Согласно архивным данным к вечеру 23 февраля немцы находились в 55 км от Пскова и 170 км от Нарвы. Никаких боев части Красной и немецкой армий в этот день не вели.
С принятием 10 февраля 1995 года Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» этот день был назван так: «23 февраля — День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитников Отечества». В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» дата 23 февраля называется Днем защитника Отечества и является Днем воинской славы России. Право слово «Смех сквозь слезы».
После перехода власти в руки большевиков 25 октября 1917 г. на русско-германском фронте боев не было. В 1918 г. в февральские дни велись переговоры о заключении мира. Но, Германия предъявила требования, противоречившие провозглашенному ранее лозунгу «Мир без аннексий и контрибуций». Л.Троцкий, возглавлявший русскую делегацию, на переговорах свел все к следующей формуле: «Мира не подписывать, войны не вести, армию распустить». Это потрясло дипломатов Германии. Но не удержало войска противника от решительных действий. Наступление Австро-венгерских войск по всему фронту продолжилось уже 18 февраля. И единственное, что мешало продвижению войск – это плохие российские дороги.
Большевики были вынуждены заключить постыдный «Брестский мир». Кроме потери огромных территорий, Россия была обязана выплатить еще и контрибуцию. Подписание Брестского мира произошло 3 марта без обсуждения условий. Россия лишилась: Украины, Прибалтики, Польши, части Белоруссии и 90 тонн золота. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву 11 марта, опасаясь захвата города немцами, несмотря на уже заключенный мирный договор.
Теперь 8 марта Международный женский день отмечается на всем постсоветском пространстве. Дата праздника выбрана не случайно – официальная история 8 марта началась в 1857 году, когда нью-йоркские работницы швейных и обувных фабрик собрались на манифестацию с требованиями 10 часового рабочего дня и, равной с мужчинами, заработной платы. Но ряд научных исследований показал, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии. Это было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы Холодной войны. Впервые женский день начали отмечать еще в древнем Риме. В этот праздник матроны – свободно рожденные, состоящие в браке и получавшие от своих мужей подарки женщины, были окружены любовью и вниманием. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в обитель хранительницы домашнего очага – богини Весты. Также в этот день получали подарки и рабыни, которым позволялось в праздник отдыхать.
Свое второе рождение Международный женский день пережил в начале XX века. С 1909 по 1913 год в последнее воскресенье февраля Социалистическая партия Америки отмечала национальный женский день. А в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене, Клара Цеткин предложила учредить день борьбы за права женщин. А по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг датой было утверждено 19 марта.
Продолжилась история 8 марта в 1917 году 23 февраля по старому стилю, куча оголтелых, неудовлетворенных женщин вышла на улицу с лозунгами «Хлеба и мира!», а на следующий день к забастовке присоединились рабочие, начались стычки с полицией. И 27 февраля всеобщая рабочая забастовка вылилась в вооруженное восстание. В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено в память о женской забастовке в Петербурге 8 марта 1917 года праздновать Международный женский день. Со временем это праздник потерял политическую окраску и стал днем всех женщин, одним из немногих гражданских праздников.
Так, что же мы празднуем: Предательство верхушки Русской Армии своего Верховного главнокомандующего и Царя помазанника Божьего? Или победы Красной армии в 1918 г., которой и в помине не было? А может быть Римский языческий праздник «богини Весты»?
У нас столько ярких, по настоящему значимых дат и событий, которые вписаны золотыми буквами в нашу 1000-летнюю историю, а мы опускаемся до такого позорища.

Настоятель церкви Михаила-Архангела с. Алово протоиерей Александр Телин