Ардатовская епархия
Мордовской митрополии
Русская Православная Церковь Московский патриархат

Ключевская пустынь

Казанская ключевская пустынь
Наместник монастыря Архимандрит Иларион (Царев Иван Дмитриевич)

Казанская Ключевская мужская пустынь

 

Ардатовский район, пос. Тургенево
Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, Ардатовском районе, близ п. Тургенево и входящего в его состав с.Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). Попреданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. послучаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русскиевладельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовомтракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах,еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах. С момента основанияпустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры иприписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 наКлюче была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископаНижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную.

Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его,на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь,опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева иЧетвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящениелетней части храма состоялось в 1807 по благословению епископаКазанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной,увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустынисобралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию ибыла признана монашеским братством, приписанным к АлатырскомуСвято-Троицкому монастырю. В первой пол. XIX почитание явленнойКазанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеляСвято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандритИезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходомотправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образобнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь началастихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа вАлатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служилсяблагодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду.

Бывшая деревянная церковь над родникомпревратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а послереволюции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетийКазанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладкаоказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано,росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однакопочитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма.С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрожденииКлючевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужскаяобитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии.Пустынь возглавляет архимандрит Иларион. Сегодня в пустыни подвизаетсяоколо 20 человек. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Имеются гостиничные номера для паломников,число которых постоянно растет. Над источником поставлена деревяннаячасовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех районов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.
Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь.– М., 1904 (книга переиздана в 1997 г. братией Тургеневской Казанской пустыни Саранской епархии);Православные русские обители. — М., 1912;Каталог памятников истории и культуры Мордовской АССР. – Саранск, 1979; Аристов Н. Предания о местных святынях // Древняя и новая Россия, 1875,№ 6;Доброхотов Ю. Монастырские стены России // Столица С, 1996, 13 сентября;Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000;Монастыри: Энциклопедический справочник. — М.: Изд. Моск. Патриархии —“Республика”, 2000.

В старейшем монастыре Мордовии открылся новый паломническо-просветительский центр с уютными кельями и трапезной.
Каждый год в Казанскую Ключевскую пустынь приезжают тысячи верующих как из самой республики, так и из других регионов России и стран СНГ. Теперь они смогут больше уделять времени духовным делам и меньше заботиться о таких мирских вещах, как временное пристанище и хлеб насущный.

Открыл новый паломническо-просветительский центр Патриарх Московский ивсея Руси Кирилл, совершивший по Мордовии пастырскую поездку. Старинныймужской монастырь, где разместился центр, расположен в 150 километрах отстолицы Мордовии — Саранска. Предстоятель, обращаясь к верующим, назвалКазанскую Ключевскую пустынь местом возрождения истинной духовности:
«Радуюсь видеть вас всех в этой святой обители, которая совсем ещенедавно пребывала в руинах. Мало кто мог и добраться сюда — не было дажедорог. И вот сегодня на фоне дивного пейзажа мы видим замечательный монастырь — его постройки видны за много километров отсюда».

Поток богомольцев в эти места не ослабевал никогда – ни до революции, ни в советские атеистические годы. Приезжали со всех городов России,Украины, Белоруссии и даже дальнего зарубежья. Размещались прямо в полях, жили в машинах или палатках — кто как мог. Секрет постоянного присутствия паломников, среди которых не только православные, но и представители других конфессий и даже атеисты – чудодейственные источники. Они, как утверждает молва, лечат от всех недугов. Именно в честь них некогда и получил свое название монастырь.

Предание гласит, что в 1707 году в одном из родников, бивших среди широкого мордовского поля, была явлена Казанская икона Богоматери.Спустя несколько лет здесь основали монашескую обитель. Пустынь очень скоро стала одним из крупнейших духовных центров и внесла свою лепту в длительный и сложный процесс христианизации народов Поволжья. Верующиеприходили к явленной иконе с мирскими заботами, за утешением и защитойот напастей, с просьбами о помощи себе и близким, за исцелением духовными телесным. До революции бывало, что весь склон монастырского холма былзанят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобыискупаться в целебном источнике.

После революции 1917 года обитель была закрыта, монахи — изгнаны, храмы- разрушены. Вторую жизнь монастырь обрел в середине 90-х годов прошлоговека. За это время инокам, число которых не больше 20, удалось невозможное. Обитель вновь засияла золотыми куполами, а ее богатое убранство – росписи, серебро, перламутр — поражает взгляды всех приходящих. Все это появилось благодаря частным пожертвованиям. В беседе с монахами патриарх Кирилл не только оценил красоту монастыря, но и дал наставления:
«Красота каждой обители и каждого храма — это не только стены, хотя и стены имеют большое значение, свидетельствуя о подвиге наших предков, а иногда, как в данном случае, — о подвиге наших современников. Самая главная красота обители открывается в монашеской жизни. И потому, обращаясь к вам, дорогие братья монашествующие: будьте всегда любвеобильны к паломникам, никого никогда не отталкивайте неразумным словом, излишней строгостью или просто недостаточно добрым взглядом. Пусть сердца ваши будут всегда открыты навстречу людям, и к вам потянутся тысячи, потому что народ наш нуждается в духовной поддержке».
Посещение патриархом Казанской Ключевской обители стало последним пунктом его нынешнего путешествия по мордовским епархиям.