Священномученик Константин Подгорский в начале XX века жил в селе Киржеманы Большеигнатовского района и проходил пастырское служение протоиерей о. Константин Подгорский. Был он ревностным пастырем и благотворителем — обладая земельными угодьями, доходы от них использовал не для своего семейства (у них с матушкой было 10 детей), а строил на эти деньги школы в соседних селах.
Отец Константин был законоучителем церковной школы, Надежда Дмитриевна преподавала в начальных классах, возглавляла общество трезвости. Уважали о. Константина и его матушку местные жители, дошло до нас, что батюшка этот обладал особым даром видеть тайные грехи человека и, открывая их ему, искусно приводить к покаянию…
Пришла в Поволжье революция. Прямой и честный о. Константин остался таким и при новых властях.
Когда дошли страшные известия о гибели царской семьи, «не взирая на лица», стал служить по убиенным панихиды. Последней каплей, переполнившей чашу терпения представителей новой власти, стала Литургия, которую о. Константин отслужил 7 ноября 1918 года — в тот день, когда приехавшие в Киржеманы из города для проведения продразверстки революционеры («делегаты», как их потом прозвали в деревне) пытались организовать праздничный митинг в честь годовщины Октября. Но как-то не вызывала ожидаемого энтузиазма годовщина новой власти у местных жителей.
В основном народ на митинг не пошел, а пошел в храм — праздновали великомученику Димитрию Солунскому, и еще в этот день в селе по заведенной старинной благочестивой традиции делились зерном с теми, у кого был неурожай.
На следующий день воинствующие пролетарии ворвались в храм прямо во время службы и, сорвав с о. Константина облачения, вытащили на улицу и стали жестоко избивать, били несколько часов, как рассказывали потом своим детям и внукам киржеманские старожилы. О. Константин, обладая изрядной физической силой, мог бы, наверное, оказав сопротивление, если не спасти свою жизнь, то, по крайней мере, избавить себя от ужасных страданий, но он решил претерпеть все до конца…
Потом после побоев запрягли священника в бричку и ездили по всему селу — обезумевшие от страха жители заперлись в своих домах и не смели высунуться на улицу. Под конец уже ослабевшего священника за волосы затащили на высокое церковное крыльцо и распяли на дверях храма…
На следующее утро церковный староста со сторожем сняли мертвое тело о. Константина и, надев на него священнические облачения, положили в сосновый гроб, куда вместе с Евангелием были положены и гвозди, которыми был прибит о. Константин.
Хоронить священника на кладбище «делегаты» не разрешили — о. Константин был похоронен на пустыре. Божия кара не заставила себя долго ждать — на обратной дороге в город оба «делегата» погибли, провалившись под лед вместе с телегой, на которой ехали…
Эта ужасающая история со временем почти затерялась в памяти людской — одни из бывших ее свидетелей боялись и заикнуться о происшедшем, но другие все-таки передавали своим детям и внукам историю про распятого страдальца и показывали место его погребения, на котором, как утверждали местные жители, в советские годы произошло несколько исцелений.
На месте погребения люди ставили, как положено, православные кресты, но всякий раз власти их убирали. И, в конце концов, место погребения затерялось.
Отец Александр Никитин, настоятель храма Михаила Архангела в Большом Игнатове, расположенном в нескольких километрах от Киржеман, еще с 1992 года хотел найти место погребения о. Константина, о страданиях которого поведали ему местные жители.
Несмотря на то, что место захоронения о. Константина было известно только приблизительно, утром 13 июня 2001 года о. Александр вместе еще с несколькими местными жителями решили осуществить перезахоронение останков мученика.
Как это ни удивительно, когда, отслужив панихиду, стали копать, то попали сразу на могилу и стали свидетелями необычайного… «Смущение души произошло, был переполох внутри меня» — так описывал впоследствии свои чувства о. Александр, и было от чего. Едва сняли дерн с поверхности земли, как все присутствовавшие сразу стали чувствовать удивительное благоухание. На глубине около двух метров нашли гроб, весь целый, а под ним сено — тоже целое. (Местный обычай — сыпать в могилу траву или сено и потом сверху ставить гроб).
Когда открыли гроб, то увидели в нем тело священника, одетого в неистлевшие облачения желтого цвета и Евангелие, в котором лежала закладка, и которое можно было листать и читать. Само тело, от которого и шло удивительное благоухание, было также нетленным — светлого цвета, на теле следы ужасных побоев, на руках — язвы от гвоздей. В гробу нашли четыре больших кованых гвоздя, которыми, по-видимому, и был прибит о. Константин. Тело было настолько сохранным, что судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при поднятии тела, смог даже определить причину смерти (через 83 года!) — кровопотеря. Когда мощи были подняты на поверхность земли, то в могиле, на том месте, где лежал гроб, сразу забили несколько ключей чистой воды.
Вскоре, по архиерейскому благословению тело о. Константина было перезахоронено в алтаре храма Михаила Архангела в Большом Игнатове. (В Киржеманах был большой деревянный храм, но он был полностью разрушен в 70-х годах, остатки разобраны на дрова, впрочем, благочестивые жители Киржеман хранят по сей день фрагменты дверей, на которых был распят мученик).
Перебитый палец, отделившийся при поднятии тела о. Константина, было разрешено сохранить отдельно. Он так и остался на поверхности и был помещен в специальный ковчежец, который бережно хранится в алтаре храма архистратига Божия Михаила в селе Игнатово.
Но все эти потрясающие душу факты еще не исчерпывают всего удивительного и славного, связанного с о. Константином Подгорским. После поднятия мощей начались исцеления. И среди них от таких болезней, при которых медицина бессильна: детский церебральный паралич, эпилепсия, онкологические… О. Александр рассказал о том, что произошло на глазах у всех — как к гробу с мощами привезли ребенка, страдавшего детским церебральным параличом, подкатили инвалидную коляску к гробу с тем, чтобы ребенок прикоснулся к мощам.
После этого откатили, а ребенок встал на ноги и уже сам подошел к гробу, чтобы второй раз поцеловать тело… И две певчие, пение которых так прекрасно звучало в храме, тоже, как оказалось, из числа приговоренных уже к операциям, получили исцеления…
Тело священномученика скрыто под землей, но люди приезжают, заказывают простую панихиду, уезжают, а потом присылают благодарственные письма, в которых сообщения об исцелениях. О. Александр человек аккуратный. У всех тех, кто получает исцеления по молитве у мощей новомученика, он просит присылать ему медицинские справки, которые свидетельствовали бы с достоверностью о том, что человек действительно чудесно исцелился. И таких справок уже более тысячи, а без свидетельств — целая груда писем, но это в основном письма исцеленных от беснования, о них справок не дают. Истина говорит сама за себя.
Единственной причиной задержки с канонизацией о. Константина является отсутствие документов, свидетельствующих о том, что он был действительно репрессирован в 1918 году. Сведения о той трагедии в Киржеманах имеют своим источником только устные предания местных жителей. Время было такое, что до скрупулезной системы слежки и контроля чекистам было еще далеко, и все решалось «по обстановке», «без суда и следствия». Но прихожане местного храма спокойны: «Преподобный Серафим Саровский сколько лет не был прославлен? Когда Господу будет угодно, то все устроится».