Ардатовская епархия
Мордовской митрополии
Русская Православная Церковь Московский патриархат

В Михаило-Архангельском храме п.Чамзинка на колокольне установили электронный звонарь

 Новости    

В Михаило-Архангельском храме п.Чамзинка на колокольне установили электронный звонарь. После приобретения новых колоколов встал острый вопрос — кто и как будет звонить. Благочинный Чамзинского района-настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Виталий Кузянов решил приобрести электронный звонарь.

Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Учитывая небывалое доныне возрождение Русской Православной Церкви, по всей территории России и за рубежом, которое привело к необходимости реставрации, реконструкции и постройки множества сотен храмов и колоколен, при оснащении колоколен хорошими колоколами оказалось, что наиболее сложной проблемой является хороший звонарь. Должность звонаря исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином. Желательно, чтобы человек, исполняющий послушание звонаря, обладал музыкальным слухом. Поэтому в помощь приходам был разработан механизм — электронный звонарь.
Названия колоколов
Церковные праздники бывают великие, средние и малые (подробнее об этом — в «Учебном уставе» К. Никольского). Звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому и колокола называют соответственно тому, в какие праздники их используют.
Праздничный колокол — самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и некоторых других особенно торжественных случаях,
Воскресный — меньший по величине, используемый в воскресные службы.
Полиелейный — в дни средних праздников, когда совершается полиелей.
Простодневный или Будничный — в обычные, не праздничные дни.
Постный — в период Великого Поста.
Часовой — перед чтением великопостных часов.
Кроме названий, связанных напрямую с богослужебной практикой, колокола могут носить имена или прозвища. Например: «Широкий», «Лебедь», «Баран» (угадывается краткая характеристика тембровой окраски их звучания). Или: «Корсунский», «Немчин», «Ростовский», «Суздальский» (здесь, скорее всего, поводом к названиям послужило их происхождение).
Следует заметить, что имена и прозвища колоколов не являются значимыми для уставов звонов, их используют только в контексте названий при описаниях или других случаях, напрямую не связанных с их статусом.
Виды звонов
Существует несколько видов звона: Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов,
Перезвон — поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор — по 1 удару в каждый колокол от малого к большому.
Благовест
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” -говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше, в великие праздники — в праздничный колокол, перед воскресными службами — в воскресный колокол.
Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания…” (“Типикон”, гл.1)