Уникальная личность в истории России – архиепископ Лука, в миру – выдающийся русский хирург, доктор медицины, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Еще несколько лет назад мало что было известно об этом человеке, часть жизни которого связана с мордовским краем и городом Ардатовом. В начале профессиональной деятельности в 1905 году поступил врачом в Ардатовское земство Симбирской губернии и проработал около 10 месяцев. Ныне в Никольском кафедральном соборе для поклонения представлены святые мощи владыки.
Родился он 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Был четвертым из пятерых детей. Принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому
дворянскому роду. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошел по конкурсу. Получив предложение обучаться на естественном факультете, проучился год и покинул университет. Брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра (Мюнхен). Вернувшись в Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.
В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии.
Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 1904 году отправился на Русско-японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая серьезные операции на костях, суставах и черепе.
Один из излеченных офицеров пригласил молодого врача к себе в Симбирск. После недолгого пребывания в губернском городе Валентин Феликсович устроился земским врачом в уездный город Ардатов. В крошечной больнице, персонал которой состоял из заведующего и фельдшера, Валентин Феликсович трудился по 14–16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с организационно-профилактической работой в земстве. В Ардатове молодой хирург столкнулся с опасностями применения наркоза и задумался о возможности применения местной анестезии, прочитав книгу немецкого хирурга Г. Брауна на эту тему (Через десять лет, в 1915 году, он издаст в Санкт-Петербурге свою книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями и защитит ее как диссертацию, получив
степень доктора медицины).
В ноябре 1905 года семья Войно-Ясенецких пе-реехала в село Верхний Любаж Курской губернии. Земская больница на 10 коек еще не была достроена, и Валентин Феликсович принимал больных на выездах и на дому. Время приезда совпало с развитием эпидемий брюшного тифа, кори и оспы. Валентин Феликсович брал на себя поездки по зараженным районам, стремился, не щадя себя, помогать больным. Кроме того, он активно участвовал в земской работе, занимаясь проведением организационно-профилактических работ.Молодой врач пользовался большим авторитетом, к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губернии.
Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской губернии, а затем в Переславль-Залесском. В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтят его память.
С марта 1917 года он главный врач городской больницы Ташкента. «Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».
На Сретение (15 февраля) 1921 года он был рукоположен в диакона, а через неделю — в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве».
В мае 1923 года протоиерей Валентин ВойноЯсенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашество с именем святого апостола Луки и тогда же тайно рукоположен в епископа Барнаульского. Спустя неделю был арестован. Прошел по этапу Ташкент — Москва — Енисейск — Туруханск — деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В январе 1926 года вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобожден в
мае 1933 года.
В Москву он приехал лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию местоблюстителя митрополита Сергия. Сам владыка так вспоминал об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр». Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, передать громадный врачебный опыт.
Осенью 1934 года он издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 года арестован в третий раз. С марта 1940-го работает хирургом в ссылке в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска. С октября 1941 года — консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя в Красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году был открыт музей).
Осенью 1942 года был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В конце 1943 года опубликовал второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 году — монографию «О течении хронической эмпиемы и хондратах» и книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».
С февраля 1944 года возглавлял Тамбовскую кафедру. Власти были недовольны «неправильными действиями и выпадами» архиепископа Луки. Так, отмечался ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР, в частности, повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое».
В феврале 1945 года награжден патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Написал книгу «Дух, душа и тело».
5 апреля 1946 года Патриарх Алексий I подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь.
За книги по хирургии в 1946 году удостоен Сталинской премии первой степени (200 000 рублей, 130 000 рублей из которых пожертвовал детским домам).
В 1955 году ослеп. В 1957 году диктует мемуары, которые в постсоветское время вышли отдельной книгой «Я полюбил страдание…».
Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
По многочисленным свидетельствам, люди, молившиеся на могиле епископа Луки, избавлялись от болезней. Эти случаи, а также рост популярности Крымского архиепископа подвигло руководство Русской православной церкви к внимательному изучению его жизни и творений.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской православной церкви причислен к лику местночтимых святых. Протоиерей Георгий Северин составил молитвы святому Луке.
В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь). Так-же был канонизирован как местночтимый святой Красноярской епархией РПЦ.
Красноярский государственный медицинский университет носит имя профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого.
В 2000 году Архиерейским собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников российских. Дни памяти — 29 января, 29 мая (по юлианскому календарю). Почитается как святой другими поместными церквями, в частности, Элладской православной
церковью. Главный сторонник его прославления в Греции — архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата.